Научиться жить по Идее Учителя.

Модератор: Вячеслав

Алексей
Сообщения: 2518
Зарегистрирован: 19 ноя 2014, 14:25

Re: Научиться жить по Идее Учителя.

Сообщение Алексей »

Здравствуйте.
Для Серёги.
писал(а):
11 апр 2024, 17:28
Родители на работе, нами, детьми, занималась всегда бабушка.
об отцовском воспитании, как то видел по ТВ, от тебя вот услышал, это второй раз.
Верю этому, но в своей жизни и вокруг не замечал или сказать не примечал.
На мой взгляд и в других семьях то же самое, что и у меня.
Может от не внимательности моей.
В младенчестве ребёнок является продолжением мамы. Мимика, жесты, поведение, всё как она. Даже мысли в голове и те мамины. С 12 лет дитё начинает осознавать себя как отдельная единица, начинает формироваться личность. Начинается постепенное отстранение от мамы, обретение самости. В 10 лет дети все как ангелочки, а в 12 их как будто подменили. От мамы окончательно оторваться нельзя, особенно мальчикам. Мама для них любимая ЖЕНЩИНА. На этом фоне отец остаётся как бы незамеченным. Единственное о нём воспоминание, что он сурово наказывает ни за что, просто деспот какой-то в семье.
Деспот в семье - это как раз и есть воспитание. Если не доходит через голову, с отцовской руки доходит через задницу - что такое хорошо и что такое плохо. Отец наказывает, а мама заступается. Отец плохой, а мама хорошая.
Это если в семье есть отец. А если его нет, то воспитание идёт на полевом уровне. На улице много мужчин, дети, естественно их видят. Дитё без отца особо внимателен к мужчинам, ловит у них каждую мелочь: как они двигаются, как разговаривают, тон, интонация, ни одну мелочь не пропустят. Наблюдая за мужчинами, девочки создают образ своего отца, а потом и образ своего будущего мужа. А мальчики, тоже мечтают об отце, и глядя на мужчин, фантазируют своего папу, и, как требует естество природы, стараются быть на него похожими. Это настолько естественно, как дыхание. Взрослые не всё могут контролировать на что направляется их внутренний взор, а уж ребёнок тем более. Вот и создаётся впечатление, что воспитывают мамы и бабушки, и внешняя сторона, а папы где-то в сторонке. На самом деле папы присутствуют и продолжают воспитывать ежеминутно, даже когда их нет рядом, и дитё чётко понимает, что папа его контролирует, потому, что если он сделает что-то не так, то наказание от папы неминуемо. Папа как закон совести и справедливости в самом ребёнке.
Не могу судить насколько это правильно, но мамы-одиночки рассказывают малому сыну что его папа в дальнем плавании или где-то в далёкой командировке, и рисуют какой он отважный, храбрый и добрый, что он всегда помнит о тебе и любит тебя. Пока ребёнок маленький это мощнейшая помощь и поддержка для дитя, он не чувствует себя брошенным. Так мама формирует образ хорошего папы, на которого очень хочется быть похожим. Но когда он взрослеет, наступает момент, когда приходится сказать правду. Это тяжелейшая травма для ребёнка. Смягчить эту травму очень трудно. И как у ребёнка от этой правды повернётся психика, непредсказуемо.
Серега
Сообщения: 360
Зарегистрирован: 06 апр 2016, 07:15

Re: Научиться жить по Идее Учителя.

Сообщение Серега »

Здравствуйте.
Алексей, будь здоров.
Спасибо за прояснение роли отца в воспитании.
Образ отца стал понятен.
Вячеслав
Сообщения: 2251
Зарегистрирован: 23 сен 2012, 21:00

Re: Научиться жить по Идее Учителя.

Сообщение Вячеслав »

Здравия желаю,
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНА Душа, а Эго-тело проявленного человека, как и любого другого животного, всего лишь ЛЮБОПЫТНО. Поэтому люди, игнорирующие свою Душу, остаются лишь любопытными. Такие люди могут развивать свой интеллект, накапливать знания, но не способны к системному осмыслению накопленных знаний.
Поэтому желание защищать свою точку зрения не естественно! Оно свидетельствует о том, что защищающий свою точку зрения не желает дальше развиваться, что ему и так хорошо, а от добра - добра не ищут.
Но правота – это не истина, это лишь точка зрения здесь и сейчас на рассматриваемый вопрос.
Любая точка зрения слишком ограничена, поэтому разумный и мыслящий человек понимает, что из одной точки зрения увидеть ВСЁ БЕСКОНЕЧНОЕ МНОГООБРАЗИЕ мироздания невозможно! Ты можешь только поделиться своим видением мироздания из своей точки зрения и сравнить её с видением из других точек зрения.
Поэтому, когда ты начинаешь просто верить какой-нибудь точке зрении, ты попадаешь в тупик, потому что перестаёшь эволюционировать, развивать своё сознание.
Верить нужно не информации (ибо информация бывает полезной, бесполезной, ложной и любой другой), а смыслу. А смысл этой информации ты придаёшь сам, либо самостоятельно сформулировав этот смысл, либо согласившись с чужой трактовкой (толкованием). Для принятия самостоятельного решения нужно научиться осознанно мыслить - ДУМАТЬ, развивать в себе Различение.
Именно потому, что несмотря на то, что Бог - Творец Один и Един, но у каждого из вас собственный бог, вы и не можете договориться между собой.
Потому что ТЕЛО (ум, мозг, разум) не позволяет ему это сделать, то есть принять другое мнение или взгляд.
Чтобы понять, что такое СО-знание, надо понять, что такое ТЕЛО.
Чувство страха вызывается не Божественным Сознанием, а плотским умом, поэтому всё творение плотской мысли направлено только на сохранение тела.
Это и есть проверка на Человечность. За плату вы сделаете всё что угодно. А ты попробуй быть Богом бесплатно, не получая даже благодарности.
Надо понять, что идет от тела, а что от Души. Тело может давать свои мысли, которые выгодно ему, тело также может давать свои сны, вот и надо разбираться, что нужно Телу, а что Душе. Тело будет делать всё, чтобы остаться у власти, телу нужна похоть, телу нужно покушать вкусно, телу нужно тепло. Человека так воспитали, чтобы он жил для удовлетворения своего тела, чтобы он был рабом божьим для удовлетворения своего тела. Вот поэтому и надо в тело вести СО-знание, чтобы Душа управляла телом, а не на оборот.
Люди, как правило, абсолютно бессознательно склонны обсуждать (и осуждать) поведение других людей, критиковать их. Запомните, всё, что режет ваш глаз или слух, что вы видите и осуждаете в других людях, непременно присутствует и вас, свойственно вам. Если вы будите бдительны и предельно искренны, то обязательно найдете в себе то, что осуждаете в других.
Таким образом, в нашей памяти хранятся стереотипы отклики на всякую вещь, на любую ситуацию, на любую идею или мысль. А что такое память? Память – это то, что в течение жизни мы получили в процессе воспитания, обучения, наблюдения, размышления, личного и чужого опыта, что извлекли из прочитанного, увиденного, услышанного. Собственно все, хранящееся в памяти, и есть то, что называют ЭГО. Вместилище нашего ЭГО - наша память. Мир, видимый сквозь призму ЭГО, не есть реальный мир, в процессе восприятия он неизбежно деформируется и искажается.
ЭГО, до времени подменяющее истинное «Я» человека, его душу, его психическое существо, не в состоянии, его душу, его психическое существо, не в состоянии контактировать с реальностью напрямую, без посредника, без того, что называется памятью, а потому люди воспринимают мир иллюзорно. Не случайно древние мудрецы Востока говорили, что видимый нами мир иллюзорен. Ум буквально врос корнями в любой процесс восприятия.
Важна не дата рождения, а дата ухода из тела – важно, каким человек к ней пришел, с чем он уходит, что нетленного берет с собою, чтобы в следующем воплощении продолжить и завершить начатое. Уход с нулевым эволюционным багажом – впустую прожитая жизнь.
Понимание окружающего мира и высочайшая самодисциплина должны лежать в Основе изменения нашего Духа, Души – это сейчас обязательное условие выживания. Поэтому, каждый раз, анализируя полученную новую информацию, надо искать Причину, понять, что является Первоисточником семейных несчастий, почему могут существовать вымирающие роды, наследственные болезни. Следовательно, надо найти в поле человека структуры, которые сохраняют и переносят информацию из поколения в поколение, найти То, что мы называем болезнью, то, что определяет физическое состояние человека, что даёт возможность диагностировать болезни до их воплощения на физическом уровне.
Вся информация о человеке и состоянии его тела закодирована в поле, при этом существует диалектическая связь между полевыми и физическими структурами с взаимным влиянием их друг на друга.
Люди не могут понять, что эгоизм – безграничное стремление к материальным благам, убивает главное чувство – Любовь.
Вячеслав
Сообщения: 2251
Зарегистрирован: 23 сен 2012, 21:00

Re: Научиться жить по Идее Учителя.

Сообщение Вячеслав »

Вячеслав » 10 янв 2022, 19:11
Здравия желаю,
Это выписка из книги, где говорится как Душа выбирает Тело, этой книге можно верить. Это еще раз подтверждает, что у ТЕЛА есть свой разум, а если есть разум значит оно может иметь свое мнение, и это мнение может не совпадет с мнением ДУШИ, и надо понимать что идет от ТЕЛА и что идет от ДУШИ, и что с ТЕЛОМ можно общаться.

"Мы уже видели, как душа выбирает личность, с которой она желает соединиться в предлагаемой жизни. Это не означает, что она имеет абсолютный контроль над данным телом. В крайних случаях изломанная личность, оказавшись во внутреннем конфликте и борясь с собой, может развить отчужденные отношения с окружающей его реальностью. Мне думается, что это признак того, что душа не всегда способна регулировать и уравновешивать человеческий ум. Я упоминал о том, что душа может оказаться настолько отягощенной неустойчивыми человеческими эмоциями в теле, что к моменту смерти она загрязняется. Если в союзе души и тела начинает доминировать наше физическое тело или же нас уносят куда-то в сторону волны эмоции, душа может быть подавлена своим внешним Я.
Дорожные знаки побуждают нас сделать новый поворот в жизни именно в те моменты, когда должно произойти что-то важное... и нам необходимо увидеть эти знаки, чтобы узнать друг друга.
Именно по этой причине мы отправляемся на Землю, не имея заранее полной информации обо всем. Сила нашей души возрастает вместе с каждым открытием. Иногда мы усваиваем наши уроки довольно быстро... но обычно — нет. Наиболее интересные участки нашего пути — это повороты, и лучше всего не игнорировать указательные флажки в нашем уме."
Связь с существами, которых мы знали в Мире Душ, в каком бы физическом облике они ни представали перед нами, может быть гармоничной или разочаровывающей. Урок, который мы должны извлечь из человеческих взаимоотношений, заключается в том, что нам следует принимать людей такими, какие они есть, не рассчитывая на то, что наше счастье будет полностью зависеть от кого бы то ни было из них.

И далее.
Вложения
Путешествия Души.rar
(44.1 КБ) 10 скачиваний
Путешествия Души.doc
(211 КБ) 6 скачиваний
Вячеслав
Сообщения: 2251
Зарегистрирован: 23 сен 2012, 21:00

Re: Научиться жить по Идее Учителя.

Сообщение Вячеслав »

Учебник Самопознания Шевцов А.А.
Духа и души.
Не буду продолжать эту идеалистическую поэзию, но она не случайна, когда речь заходит о самопознании. Дело в том, что на примере самопознания отчетливо видно, как человечество училось быть точным в своих высказываниях. Вся древность пронизана тем, что те или иные учителя заявляли самопознание, а вели к познанию Бога или Духа в себе. И даже не замечали, что производили откровенную подмену в рассуждениях. Познание себя не есть познание Бога. Хотя я вполне допускаю, что в итоге самопознания происходит и богопознание. И что самопознание в действительности является путем именно туда.
Однако, самопознание должно быть познанием себя, или мы сами себя обманываем прямо с первого шага, а значит, никакого действительного самопознания нет, а есть ложь. Как ложь может приводить к Богу?! Разве что, если она совсем крошечная?.. Но что тогда есть Истина, если к ней ведет крошечная ложь?
Объясню. Месть - это, конечно, движитель. Но это цель, выстроенная на движении души восстановить справедливость в мире людей. А душа не принадлежит к миру людей. Все подобные цели для неё временные, случайные и вообще - проходные. Попасть в жажду мести для души означает попасть в ловушку, удерживающую её в воплощении. Попросту говоря, добровольно отдать себя в ад.
Ад лежит в противоположной стороне от того мира, из которого приходят души. А те сверхспособности, о которых идет речь, совсем не способности тел! Они даже не сверхспособности. Это просто способности вашей души, и её вовсе не надо насиловать, чтобы выбить их из нее. Она ими всегда обладает независимо от ваших усилий или обид. Месть нужна затем, чтобы протащить эти способности вместе с душой как можно глубже в адские миры ваших обид...
Не нужно и такое обучение, как выстраивают кинема¬тографические дедушки.
Не нужно по той простой причине, что крепость души не вскрывается штурмом тела. Хотите открыть в себе особые способности, задайтесь вопросом: чьи эти способности? Первый ответ, ответ человека не самопознания, - мои! Но ты - сложное явление. Сделай шаг дальше, спроси себя: а кому во мне они принадлежат? Телу, личности, душе?
И вы увидите, что ваша личность сможет использовать эти способности, тело будет наслаждаться пребыванием в них, но принадлежать они могут только душе... Так что же вы направляете свои усилия не туда? А если вспомните дедушек, то однозначно увидите, что их обучение всегда направлено на укрепление тел и личностей.
Не надо штурмовать крепость души. Душа и так принадлежит вам, и крепость тоже ваша. Что же вы её громите?! Немножко забылись и чуточку сошли с ума, штурмовать собственные крепости?
Надо просто успокоиться, посидеть в тишине, подумать, посозерцать. И вам откроется, что душевные способности вскрываются тогда, когда вы возвращаете соответственные кусочки своей отмороженной души. Опишите их и отогревайте. С теплом будет возвращаться душевное совершенство, а с ним и то, чем вы хотели поражать людей...
И тут вскрывается второй обман, которым очаровывали бойцов всего мира американские фильмы. Сверхсила и сверхобида не нужны, чтобы раскрывать те способности, которые считаются особенными. Это всё от спешки, от желания перескочить через естественные ступени роста, которым болеет всё мировоззрение прогресса.
Все эти способности приходят естественно, просто потому, что душе пришло время их раскрывать.
И это не значит, что ничего не надо делать, или, что не нужно к ним стремиться.
Стремиться можно и нужно, потому что они - показатель движения. Знаки пути. Если подобные способности раскрываются, значит, ты действительно движешься, и движешься верно. Да и в бою они могут пригодиться и спасут тебя.
Но стремиться к ним - не значит, насиловать себя и принуждать к тому, что не хочется. Стремиться можно, но путь иной, почему и не удается находить сверхдедушек ищущим их бойцам. Разве что какой-то одаренный человек начинает этакого дедушку изображать, чтобы удовлетворить запросам желающих расстаться с деньгами.
Действительный путь гораздо мягче и гораздо яростнее.
Он идет через исследование и изучение себя. На нем ты просто убираешь помехи тому, что хочешь раскрыть, но убираешь их, не проламывая дыру в стене, за которой лежит твоя способность, а очищая саму крепость, в которой живешь. Ты просто убираешь помехи простой и естественной жизни в самом себе.
Способности приходят, когда ты начинаешь жить в согласии с самим собой и с миром, в который пришел. Почему?
Очень просто. Может быть, слишком просто.
В действительности, все эти сверхспособности - это лишь оружие из твоего собственного арсенала. И ты всегда им владеешь, но ослеп. И не можешь пользоваться, потому что не видишь. Чтобы способности вернулись, чтобы оружие снова оказалось в твоих руках, надо всего лишь его увидеть. Чем лучше твое видение, тем больше у тебя способностей и тем легче ты ими пользуешься.
А помехи, которые засоряют твою крепость, это помехи в твоем сознании, мешающие тебе видеть.
Вот почему так важно было научиться выходить в Стих, в то состояние сознания, которое предшествует и разуму, и мышлению, и сумасшествиям. Просто чистое, стихийное состояние сознания, в котором даже нет образов. То состояние, в котором: увидел - сделал...
В основе всей европейской теории прогресса лежит понятие о лестнице на Небеса, в сущности, двойной — вверх и вниз. Вниз ведет библейская лестница Иакова, по которой ангелы небесные спускаются на землю. Вверх — рукотворная Вавилонская башня, столп, по которому люди хотели подняться до небес и низвергнуть оттуда богов...
Удушение ведет к смерти быстро и легко. Почему? Потому что мы задыхаемся, нам не хватает воздуха и мы умираем от удушья. Вслушайтесь в эти слова. В них ответ.
Мы умираем потому, что уходит душа. Именно поэтому некое действие, скажем, перекрывающее дыхательные пути, было названо У-ДУШ-ием, то есть исторжением ДУШИ.
Когда мы хватаем кого-то за горло, нам кажется, что мы душим, всего лишь душим... А в действительности мы делаем обрядовое действие по изгнанию души из тела. И видим это, если нам хватает смелости наблюдать за удушаемым. Мы вполне способны видеть, как меняется человек, как уходит из него жизнь вместе с душой, и как в наших руках остается только тело...
Этот вопрос не решен ни физиологией, ни психологией. Но он прямо ведет к созерцанию души, потому что образы, какими бы они ни были, будут воплощаться, только если душа этого захочет. Если не душа, то я. Кто-то должен захотеть и вложить силу своего желания в один из необозримого множества образов, имеющихся у меня.
Как мне кажется, я вижу такую странную и, наверное, совершенно невидимую вещь, как душевное тепло. Даже и примеры приводить не хочется, потому что я ощущаю душевный отклик у вас, у тех, кто читает. Мы все умеем чувствовать и видеть душевное тепло, мы тоскуем по отчему дому. И если замечаем со стороны кого-то такое теплое отношение к себе, то любим и бережем такого человека, потому что душевное тепло в этом мире вещь редкая. Его надо беречь вместе с источником.
И опять же наши наблюдения, наш жизненный опыт говорят: душа точно видна сквозь глаза человека. Душа сияет в них любовью или восхищением. Душа светит из них внутренним светом, если человек думает о красивом. Душа делает глаза человека глубокими, если он живет богатой внутренней жизнью...
Вот и телесная жизнь становится отказом от видения духовной части жизни. Отказ этот удобен, пока не приходит время, уходить... Ты хорошо обманул себя научными словами о том, что ничего коме тела, нет. Они ведь позволяют оправдывать то, что тебе хочется потакать своим телесным прихотям. Но приходит день, и обрушившийся дом, который ты себе создал, ставит тебя перед мыслью: ты умираешь. И умираешь навсегда! Тебя больше не будет, и все было бессмысленно, а вкус телесных наслаждений сбежал от твоего стареющего тела. Предатель, ради которого ты жил и предавал всё, что только было святого!...
Всего лишь выбор, не более. Но ты можешь обратить взор в ту часть себя, что не была главной для телесной жизни. Ты можешь вообще избрать жить жизнью души ещё в теле. И тогда, даже если ты будешь сомневаться или подозревать себя, ты все же будешь жить в блаженстве, и старение тела будет означать для тебя приближение радостного события - ты выполнил свою задачу на земле и возвращаешься к родным душам в свой настоящий мир. В мир, где у тебя снова будут крылья, где ты сможешь летать.
Летать - это не слова, не пустые мечтания, это единственный способ перемещения, доступный душе. Мы уже говорили об этом, но повторю ещё раз: даже находясь в теле, душа не может ходить. Она летает внутри него. Поэтому совершенно не случайно про людей счастливых или влюбленных говорят, что они летают или порхают.
Они ходят, и тела их не стали легче, но люди видят, что они летают. Почему? Потому что счастье и любовь делают души виднее, чем тела. И мы глядим на человека, но видим не то, как ходит его тело, а то, как летает душа, вселяя в это тело движение.
Увидьте это, всмотритесь в то, как ваши души летят прямо внутри тел, когда вы движетесь. И вам станет понятно, что внутри тела должно быть что-то, что обеспечивает это движение, делая полет души возможным. Что это? Если описывать точно, то всё те мышечные напряжения, которыми мы заставляем тела подыматься и двигаться, оторвавшись от земли. Их можно назвать опорами.
Однажды в поезде, добираясь до места очередного семинара, мы встретили пожилого человека, ехавшего в Костромскую область. Настроение перед семинаром было хорошее, и мы баловались молодецкими забавами, играли силушкой. Он поглядел на нас, а потом рассказал, что у них в деревне был дедушка, который шутил такую шутку. Когда молодежь перед работами начинала баловать, он подходил к углу ветряной мельницы, подымал его одной рукой и клал туда свою фуражку, приговаривая:
- Вы баловники. Так понадежней будет.
И шел работать.
А, возвращаясь с работы, так же забирал её оттуда.
Естественно, что в промежутке все парни пытались её достать, но так никому и не удалось...
Когда я гляжу на подобных людей, слушаю такие рассказы, я прихожу к тому, что в человека встроен какой-то сильнейший ограничитель, не позволяющий ему пользоваться силой, сверх меры, нужно для выживания в обществе. И не то, чтобы человек не дорос до своей силы, она с ним, она всегда здесь. Но ему запрещено, как и летать. Иначе он не мог бы временами вдруг становиться многократно сильнее самого себя.
Раз это удается в особых состояниях, значит, сила всегда есть, и ты умеешь ею пользоваться и управлять, но это не нужно и неполезно. И к тому же, мы не знаем, как это делать.
Мне проще, я осознанно выходил из тела. Теперь у меня вызывает сомнение любое научное утверждение, которое не учитывает такой возможности. В итоге, я пришел к полному пересмотру всех научных утверждений, связанных с душой и посмертным существованием, и убедился, что все науки, хоть как-то касающиеся этого, лживы. А рассуждения ученых, пытавшихся доказать, что души нет, а есть работа нервной системы, уязвимы и не строги. Это не наука, это вера, а точнее, научная пропаганда.
Вячеслав
Сообщения: 2251
Зарегистрирован: 23 сен 2012, 21:00

Re: Научиться жить по Идее Учителя.

Сообщение Вячеслав »

Продолжение.
Это не полный вариант, полный в архиве.

И вот это важная подсказка.
И то, как мир узнаваемо неузнаваем, и то, как телесно это ощущение подъема над телом.
Ты выходишь в ином теле, назову его условно душой. Душой лишь в том смысле, в каком душой называют то тело, которое переживет смерть. Боюсь, что при этом оно не покрывает всех значений понятия “душа”, какие успело накопить человечество. Подозреваю, что под именем души мы знаем гораздо больше, чем в состоянии вместить это духовное тело. Подозреваю, но пока не могу этого рассмотреть, не вижу...
Как бы там ни было, ты выходишь душой из тела, и замечаешь, что все так же, как и раньше, но как будто бы чего-то не достает. И это очевидно: недостает телесного восприятия. Но самое важное скрывается в этом: всё так же!
Всё - всё так же! Всё всё так же потому, что душа и её восприятие постоянно присутствовали внутри того, что мы считаем телесным восприятием. Буде это возможно запустить тело без души в работу и посмотреть, как оно воспринимает, мы бы поразились: в его восприятии тоже не хватает какой-то важной части. Как раз той, что сохраняется, когда я вышел из тела духовным телом.
И это не малая часть. Вот то самое удивительное ощущение телесности при подъеме в постели, что я испытал, в действительности означало, что каждый раз, когда я из лежачего положения подымаю себя в сидячее, я подымаю сначала духовное тело, и оно передает воздействие и движение на тело вещественное. Подымаясь обычно, я думаю, что ощущаю телесные ощущения подъема, а на самом деле я ощущаю сразу и ощущения телесные и духовные или душевные. Но не различаю их.
И когда я смотрю глазами, я не только зрю окружающее. Но одновременно я вижу его и оком души. Как если бы телесные глаза были завязаны, но я бы помнил эту комнату и ощущал её, двигаясь.
Кстати, именно на этой нашей способности основана была в любках работа в темную. Меня обучали ей, и я много лет передаю это искусство любошникам. В этом нет ничего невозможного или чудесного. Наоборот: это естественно!
Для нас естественно видеть без глаз, но это видение совсем не похоже на зрение. А мы знаем, что кроме тела ничего нет, и потому не способны его распознать и использовать. Мы просто не позволяем себе этого, чтобы нас не засмеяли и не затравили.
Но оно есть, есть...

Однако сейчас мне важней показать не то, что наука предвзята в вопросе о духе, - это очевидно, и даже не научить узнавать понятия, которые она нам навязывает. Мне хочется показать, что можно видеть не только образы, которые внедрялись в наше сознание, но и швы между ними. Места, где явно не хватает образов, позволяющих вести рассуждение строго и непротиворечиво. Во второй главе Тарханов делает еще одну попытку дать определение дух. Он опять оказывается “совокупностью процессов”:
“Психические явления подразделяются современной психо¬физиологией на две главные группы: на группу сознательных и бессознательных.
Всё то, что протекает во внутреннем поле зрения нашего сознания, как-то: сознательное ощущение, восприятие, предста¬вление, понятие, чувство, аффекты, внимание и воля, - всё это составляет содержание первой группы и обнимается одним общим названием - дух.
Всё же, что стоит вне поля зрения сознания, ниже, как говорят, его порога, относится к области бессознательных психических явлений. Мы уже видели, что человек не сознает, по крайней мере, более половины всех тех явлений, из которых складывается его телесная жизнь, в особенности всё, что связано с явлениями кровообращения, дыхания, пищеварения, всасывания, усвоения, обмена веществ, выделения и т.д.
Все эти явления протекают вне сферы сознания и, сталобыть, протекают ниже порога его; они дают о себе знать нашему сознанию лишь при болезненных уклонениях от нормального течения, то есть когда органы заболевают, или изменяется ход их отправлений" (Тарханов, с. 8).
Сначала обратите внимание на то, как дух подменяется “сознанием” в смысле способности сознавать. Подмена эта незаметна для естественников, но в ней явно есть нестыковка двух понятий, потому что сознавать может только некто! Само по себе “сознание” деятелем быть не может. Но убираем дух, и “сознание” гипостазируется, как говорят философы, превращается в искусственно и неправомерно созданную вещь или сущность.
Не будь совершено этой подмены, будь Тарханов строг в своих рассуждениях, его высказывание прозвучало бы так: когда тело само не справляется с неполадками, оно сообщает о них духу, требуя помощи...
Тем не менее, приведу статью “Дух Божий”, поскольку в ней есть указания на те источники, из которых православные брали свое понятие.
“Дух Божий прежде всего это выражение употребляется для обозначения Ипостаси Святой Троицы - “Духа Святого”. Такой именно смысл усвояется известным Библейским выражением из истории творения мира “Дух Божий носился над водою” (Быт. 1,2) и из истории потопа - “не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым этими людьми” (Быт. 6,3).
Во всех этих выражениях творческая и промыслительная сила Божия олицетворяется в виде определенного существа. Таким образом, на основании указанных мест Библии, можно полагать, что тайна троичности была известна и первым людям.
Затем под выражением Дух Божий в Библии подразумевается духовная сила, которою Бог оживотворяет, пробуждает и укрепляет. Так Дух Божий оживотворяет первобытный хаос (Быт. 1,2), пробуждает к жизни первого человека (Быт. 2,7), им поддерживается бытие и продолжение мира... он руководит судьбой отдельного человека и судьбой всего человечества...”.
Именно против того Духа, который поддерживает бытие и продолжение мира и руководит судьбами, и воевала Наука в первую очередь. Но корнем этого понятия было то, что жило в каждом отдельном сознании, поэтому самым опасным врагом было понятие о том, что человек был одушевлен Духом божиим. Речь идет о знаменитом рассказе из книги Бытия:
«И создал Бог человека персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни” (Быт. 2,7). И стал человек душою живою...»
Соответственно, как это представляется человеку не слишком знакомому с христианской психологией и пневматологией, получается, что человек троичен - в нем есть плоть, душа и дух. Дух является высшим началом, поскольку он тот самый Дух Божий, живущий во мне.
В действительности, вопрос этот совсем не такой простой и христианство похоже, не достигло в нем ясности. Тот же самый “Полный православный богословский энциклопедический словарь” рассказывает о душе так.
“Душа. - Человек, согласно учению Святого Писания состоит из тела и души (Быт. 2,7; Мф. 10,28). Душа оживляет тело, одухотворяет его, без неё тело - прах и потому душа в Библии часто называется дыханием жизни, духом жизни или просто духом. Душа не происходит от тела, а представляет собою ту особую силу, которая обращает прах в живое существо и имеет свой источник в Боге.
Весь мир создан Богом в таком порядке, что Творец переходил при Своем творении от низших форм к высшим. Сперва были сотворены неорганические тела, растения, затем рыбы и птицы, далее - животные и наконец - как венец мироздания, человек. Душа имеется и у животных, но то уже обстоятельство, что человек является самым последним и совершенным творением Бога, свидетельствует о совершенстве и отличительных свойствах души человека от души животного.
Природы животных были сотворены сразу, в человеке же отдельно были созданы тело и душа; при этом и самое творение душ животных и человека происходили различно. Души животных созданы были Богом из тех начал, которые заключались в самой материи, хотя по создании представляли нечто, отличное от неё (Быт. 1,20,24).
Душа человека сотворена была Богом, как нечто отдельное, самостоятельное и отличное в материальном мире, способом, который называется вдуновением Божим (Быт. 2,7). Этот образ создания души человека свидетельствует о том, что она должна была получить совершенства, которые приближали её и делали родственной Богу в отличие от животных, душа человека обладала теми отличительными свойствами, что только он один был создан по образу и подобию Божию. Особенные свойства души состоят в единстве, духовности и бессмертии её, в способности разума, свободы и дара слова” (Полный православный богословский энциклопеди¬ческий словарь, т. 1, с. 805-6).
Это было православное изложение. В нем, как видите, дух вообще не выделен в нечто самостоятельное. “Библейская энциклопедия Брокгауза” Фритца Ринекера и Герхарда Майера, которая, наверняка, ближе к германскому протестантскому пониманию христианства, рассказывает о том же самом чуточку иначе. Тут душа и дух как-то путаются рассказчиком.
“ Человек. В Библии человек рассматривается в единстве и целостности, хотя и в различных аспектах; он не мыслится “разделенным ” на тело и душу (дух) как противостоящие друг другу “части”. Человек как целое является “душею живою” (Быт. 2:7), а не “обладает "этой душой. Противоположность плоти и духа всегда понималась как противопоставление двух сущностей человека - плотской и духовной. И в этом случае человек также воспринимается как единое целое (Рим. 8:5-9). ЭДух,^ душаЭ и тело - это разные “составляющие человеческого существа, но не самостоятельные его части” (Ринекер, Майер, с. 1056).

А вот “Теологический энциклопедический словарь” Уолтера Элвелла, созданный в среде англо-американского протестантизма, гораздо определенней в отношении духа. Сначала из статьи о душе.
“Душа. Живое существо, жизненное начало, личность или индивидуальная духовная природа. Душа может быть у животных... и у Бога (Лев. 26:11;Ис 42:1).
Нередко душа и дух взаимозаменимы, хотя различия между ними, обозначенные уже в Ветхом Завете, переходят и в Новый Завет. Если в Новом Завете душа обычно означает единство материального и духовного в человеке, и человек мыслится как тело - душа, то дух - это особый дар Божий, который связывает человека с его Творцом.
В Святом Нисании сказано, что Иисус передает свой дух Отцу (Лк 23:46; Ин 19:30), но в других отрывках говорится, что Он отдает душу свою во искупление многих (Мф 20:28; Ин 10:15). Таким образом, душа в Святом Писании - нематериальное начало, она сотворена Богом, едина с телом и животворит его. Однако душа продолжает свое существование и после смерти человека (Мф 10:28; Иак 5:20; 20:4)”.
Вот теперь можно привести и библейские высказывания о том, что такое дух. Сделаю я это, переписав статьи о духе из словарей Элвелла и Ринекера-Майера. В этом отношении они очень честно приводят выдержки из Библии и Нового Завета, которые сами по себе, конечно же, было бы непросто изучить с такой тщательностью. Выдержки эти удостоверны ссылками, которые все подтверждаются так называемой “Полной симфонией на канонические книги Священного Писания”, - своеобразным библейским словарем, в котором ко всем словарным статьям указаны все случаи их использования в библейских текстах.
Итак, Уолтер Элвелл. Его статья о духе, как христианско-библейском понятии, единственная посвящена именно духу как таковому.
“Дух (Spirit). (Иврит ruah - “дыхание уст ”, “дуновение”, - Пс 32:6; 134:17; Иов 4:15; Быт 3:8).
В Библии дух - это человеческое дыхание, дающее жизнь телу (Быт 7:22; Иов27:3). Дух - это средоточие разума (Мал 2:15; Втор 34:9), решимости (Иер 51:1; Агг 1:14), всякого отношения (Чис 14:24), мужества (Нав 2:11;5:1), религиозного сознания (Иов 20:3), чувств (Зах 12:10; Пс 76:3,142:4), гордости (Пс 75:12), ревности (Чис 5:14,30) и разных других склонностей. Считается, что дух как первооснова жизни есть и у зверей (Быт 6:17;7:15).
Человеческий дух исполняет свое истинное предназначение, когда он поддерживает осознанную связь с сотворившим его Богом. Вечный Дух создал из ничего небо, землю, все живое, “человека по образу Своему” и “вдунул в лице его дыхание жизни” (Быт 1:27-28;2:7). В Новом Завете Бог назван “Духом ” и “Отцом духов ” (Ин 4:24; Евр 12:9). У человека есть дыхание, или дух, который дал ему Дух Божий (Иов 27:3,33:4; 34:14); когда человек умирает, дух возвращается к Богу (Еккл 12:7). Таким образом, по Библии, дыхание, или Дух Божий, дается при рождении и отнимается в смерти; от него зависит вся тварь, включая человека (Пс 103).
Новый Завет развивает ветхозаветное учение о духе. Здесь еще отчетливей сказано, что дух человеческий сотворен Богом и для Бога, чтобы дети Божьи могли общаться с Ним через Святого Духа. Таким образом, Дух Божий “свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, сонаследники же Христу” (Рим 8:16-17).
В смерти к Богу возвращается именно дух, а не душа, которая не так тесно связана с Богом, хотя в Новом Завете можно найти немало примеров, когда эти понятия синонимичны (Ин 10:15,19:30). Апостол Павел подчеркивает различие между духом и душой, противопоставляя человека духовного (pneumatikos) недуховному, или природному (psychikos, то есть душевному) (Кор 2:13-15). Первый знает Бога потому, что он получил Духа Божьего, а не духа мира, чтобы знать дарованное от Бога (ст. 12). Второй познал лишь человеческую мудрость и не способен уразуметь то, что от Духа Божьего, о чем нужно “судить духовно ”, и “почитает это безумием ” (ст. 14).
Апостол Павел не признает никакой нейтральной полосы между ними, отсюда - столь сильный контраст. Не иметь Духа Божьего (рпеита) - значит покориться духу мира (pneuma tou kosmou). Дары духовные (знание и другие) - от Бога и подаются через дух. Вещи природные (физические, недуховные) хоть и от Бога - как часть Его творения, доказывают реальность греховного мира и не приобщают человека к Богу и Его благодати...
Дух - это самое сокровенное, что есть в человеке; можно унывать духом (Пс 142:4), дух может быть сокрушен (Пс 50:19; Притчи 15:13), обновлен (Пс 50:10) и оживлен (Быт 45:27). Грех порождает дух боязни (2 Тим 1:7), заблуждения (1 Ин 4:6), совета (Ис 11:2). Бывает немой и глухой дух (Мк 9:17, 25; Откр 18:2),
нечистый дух (Зах 13:2; Мф 12:43)или дух блуда (Ос 4:12). Можно быть поспешным духом (Притч 11:13),терпеливым или гордым (Еккл 7:8), нищим духом (Мф 5:3), и бывает дух опьянения (Ис 19;4) (Теологический энциклопедический словарь, с. 409-10).
Думаю, наше представление о том, как понимали Дух источники христианства, может быть полнее. Но я ограничусь последним словарем, чтобы дальше перейти к христианским писателям и отцам церкви. Краткое определение библейского понятия “дух”, сделанное “Библейской энциклопедией Брокгауза”.
Это определение хорошо тем, что оно исходно пытается описать именно понятие о духе, использовавшееся основоположниками иудаизма и христианства.
“Дух, Святой Дух.
1. ПОНЯТИЕ “ДУХ”. Изначально еврейское слово руах, как и греческое пнеума, означало “дыхание ” или “ветер ”, а значение “дух ” приобрело позже. В Новом Завете слово пнеума встречается в пяти значениях:
1) в основном значении - “ветер” - это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом: “Ветер, где хочет веет...” (Ин 3:8;...сравни Евр 1:7: “делающий ангелов своих ветрами”...);
2) неоднократно это слово употребляется в значении “человеческая душа”:
“Дух бодр... ” (Мф 26:41). Так о дочери Наира сказано: “и возвратился дух её” (Лк 8:55). Дух апостола Павла “возмутился” при виде Афин - “города, полного идолов”(Деян 17:16). Божий Дух “свидетельствует нашему духу, что мы - дети Божии ” (Рим 8:16). Нам следует сохранять свой Дух без порока (I Фес 5:23) и т.д;
3) слово пнеумата (множественное число от пнеума) встречается в контексте “духи праведников, достигших совершенства” (Евр 12:33 и “духи, находящиеся в темнице” (I Пет 319);
4) в Библии говорится и о недобрых духах: злых духов (Мф 8:16; Деян 19:12) называют обычно “нечистыми” духами (Мф 10:1; Деян 5:16 и др.), прорицательными духами (Деян 16:16), а также “духом немощи” (Лк 13:11), духом усыпления (Рим 11:8) и т.д. В этих случаях речь не обязательно идет о некой личности, поскольку слово “дух” может использоваться и в иносказательном значении;
5) обычно слово пнеума употребляется в словосочетании “Святой Дух””.
Как видите, словари приводят сначала чисто религиозное понятие о духе, а потом непроизвольно выделяют те народные представления, которые отразили Библия и Новый Завет, как собрания не только канонических, но и фольклорных записей. И это очевидно, поскольку люди, писавшие их, даже если писали под божественную диктовку, всё же использовали для перевода на человеческий язык те образы, что имели в наличии.

Здесь только часть, все остальное в архиве.
Вложения
Учебник Самопознания Шевцов А.rar
(86.33 КБ) 5 скачиваний
Ответить